Инклюзивное театральное искусство активно развивается по всей России, почти в каждом городе есть своя студия или коллектив особых актеров. В рамках конкурса «Необыкновенные люди» организаторы проекта не раз убедились в этом.
Предлагаем вам узнать историю уникального театра «Блик». Мы поговорили с руководителем студии Ольгой Киселевой, она рассказала нам о том, как зарождалось инклюзивное движение в Нижегородской области, как создавался театр-студия «Блик» и чем живет сейчас коллектив необыкновенных актеров из Дзержинска.
Когда появился театр-студия «Блик» ?
Ольга Киселева: «Театр-студия «Блик» основан 7 ноября 2000 года. Именно в этом году мы сдали свой первый спектакль. И хотя мы позиционировали себя как «Театр черного света» или «Черный театр», наш первый спектакль был музыкальным и назывался «Заклинание поющих эльфов».
Как вы пришли к созданию инклюзивного театра?
Ольга Киселева: «Я была инструктором в отделе по делам молодёжи Администрации города Дзержинска. В 1995 году побывала в Германии по программе обмена молодежными группами. Там я познакомилась с понятием «Черный кабинет». Немецкая сторона использовала этот эффект как метод работы с людьми с девиантным поведением. С этого момента я загорелась идеей создания черного театра у нас в городе. Искала единомышленников, ресурсы, сразу предполагая, что студия будет инклюзивной, так как я сама имею инвалидность и, конечно же, собиралась быть на сцене этого театра. В 1999 году я написала грант в международный фонд «Точка опоры» и выиграла его. На эти деньги и была основана театральная студия «Блик».
Каждый ли может стать участником театральной студии «Блик»?
Ольга Киселева: «В студии занимаются люди с инвалидностью и без неё. Вторых мы называем арт-волонтерами. Формы заболеваний актеров не имеют значения. Там, в темноте, я могу найти роль для всех. У нас есть даже шутка: «Хромой, слепой и сумасшедший пришли как-то в театр и это оказалась студия «Блик». Ограничений нет! Должно быть только желание творить».
Расскажите о своем художественном направлении. Это очень необычное искусство!
Ольга Киселева: «Черный театр или как называл эту театральную форму деятельности Станиславский – «Черный кабинет». Смысл в том, что актеры в черной одежде на черной сцене пропадают, а ультрафиолет высвечивает люминесцентные цвета. Задача актера вести предметы так, чтобы у зрителя создалось впечатление, что реквизит сам двигается по сцене и живет своей особенной жизнью».
Как считаете, насколько развита инклюзивное творчество в России?
Ольга Киселева: «Инклюзия просто накрывает страну. Если двадцать лет тому назад понятие инклюзия была только в медицине, то сейчас она на слуху повсеместно. Ей оперируют многие, но не все правильно понимают это значение. Считаю, что недостаточно ввести человека с инвалидностью в коллектив, таскать его словно реквизит по сцене и говорить, что это инклюзия».
Вы являетесь руководителем студии «Блик». Скажите, что для вас лично значит заниматься с артистами студии и развивать инклюзивное творчество в России?
Ольга Киселева: «Я была у истоков паралимпийского движения в нашей стране. Мы боролись и достигали невероятных вершин. Сейчас паралимпийское движение прописано законодательными актами. Можно сказать, что мы добились очень и очень многого в спорте. Сейчас такая же волна поднимается в творчестве. Мы заявляем о своем праве творить. И, конечно же, мне и моим актерам это важно. Мы такие же люди, как и все. Мы ищем возможности самореализации и, если это творчество, почему оно должно быть закрыто для нас? Мы хотим петь, рисовать, танцевать, играть на сцене и хотим закрепить это право на всех уровнях. Проблема только в том, что очень часто мы не получаем объективной оценки. Боясь обидеть инвалида, не говорят правды, а значит, снижают мотивацию к совершенствованию».
Отметим, Ольга Киселева достигла больших высот в спорте. Плавание — Чемпионка СССР, л/атлетика — многократная чемпионка России, пауэрлифтинг — мастер спорта России Международного класса. Ольга Киселева участница двух паралимпийских игр (Афины и Пекин). Чемпионка России с 2000-2014, Чемпионка Европы, Призер Кубка мира 2012г., 2014г.
Какие они… участники театра-студии «Блик»? Расскажите о своих ребятах!
Ольга Киселева: «Нашему младшему актеру 7 лет, он арт-волонтер, учится в первом классе. Но самое главное, что он третий в династии актеров черного театра. Первой была его бабушка, потом мама. Теперь он. В студии занимаются школьники, студенты, работающие и не работающие ребята с инвалидностью. Самому старшему 42 года. Проблемы в здоровье разные, но похоже их это мало волнует».
Скажите, а случались ли забавные истории в вашем коллективе во время выступлений?
Ольга Киселева: «Историй довольно много и все они начинаются со слов «Как только выключили свет…» Однажды в Киеве на незнакомой сцене актер, который играл факира, сделал по сценарию красивое па и ушел за кулисы. Он забыл, откуда вышел со сцены, долго плутал в темноте, но все же у своему выходу на сцену успел найти сцену».
Каждый творческий коллектив отличается своей неповторимой атмосферой, настроением. Так ли это в вашем случае?
Ольга Киселева: «Да! Мои театралы, например, очень шумные. И мне это нравится. Сначала они приходят к нам закомплексованные, забитые, сжатые, не способные к высказыванию собственного мнения, идей. Приходят с иждивенческой позицией: мне все должны. Однако в студии работа направлена на создание коллектива. Чтобы творить в темноте, надо быть единым живым организмом. Для нашего театра нет готовых сценариев, так мы их пишем сами. Включаем понравившуюся музыку и воображаем, а затем рассказываем друг другу, что под музыку увидели. Моя задача собрать все «воображалки» в единый номер. Студийцы принимают общее правило: «Искусство не может делиться на искусство инвалидов и здоровых людей, оно либо есть, либо его нет».
На конкурс «Необыкновенные люди» вы подавали творческую работу «Чудеса на рождество». Какой посыл изначально заложен в постановку?
Ольга Киселева: «Если сравнивать нас с изобразительным искусством, то мы импрессионисты. Конечно мы вкладываем смысл в наши номера, но предоставляем зрителям самим решать, что они видели. «Чудеса на Рождество» — это композиция, она была подготовлена к Рождеству Христову и, скорее названием, мы хотели сказать о том, как это выглядит чудесно. В композиции три номера: где первый – волшебство музыки, второй – волшебство человеческой жизни и даже волшебство смерти – третий номер.
Артисты студии «Блик» стали Лауреатами 2 степени Всероссийского конкурса инклюзивного творчества «Необыкновенные люди». Театр не прошел во 2 этап проекта, но это не мешает нам восхищаться талантом студийцев. К вашему вниманию постановка «Чудеса на Рождество» театра-студии «Блик».
Проект «Необыкновенные люди» реализуется с использованием гранта Губернатора Челябинской области, предоставленного «Фонд поддержки гражданских инициатив Южного Урала» и гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
#НеобыкновенныеЛюди #НашеМестоЧелябинск #насневозможнонезаметить